Взыскание долга: как построить первую беседу с должником
Большая часть долговых споров решается в досудебном порядке. Досудебное взыскание долгов часто зависит от правильно выставленных требований и конструктивного диалога, желания сторон идти на уступки. Определить, каким будет исход в каждой долговой ситуации можно уже на первой беседе с должником. Лучшим вариантом будет личная беседа, но если по каким-либо причинам она невозможна, можно направить письмо или провести телефонный или видео разговор. Самым важным в этом разговоре будет, как вежливо попросить вернуть долг, но настойчиво и бескомпромиссно.
Как настроиться на беседу с должником
Перед разговором важно правильно настроиться. Существование долга является стрессовой ситуацией не только для дебитора, но и для кредитора, что накладывает определенные коррективы на настрой в беседе. Если должников связывают личные или длительные деловые отношения, разговор становится неудобным, кредитор «жалеет» должника, тем самым теряя четкость намерений и строгость позиции. Чтобы требование вернуть долг звучало убедительно, нужно постараться взглянуть на ситуацию объективно, без личностного участия. Четко разработать требования и те меры, на которые кредитор готов пойти, чтобы вернуть долг.
Для обеих сторон взыскание долга в суде станет более хлопотным, длительным и затратным. Нужно настроиться на разговор, основной целью которого будет разъяснение последствий, неприятных для всех. Стоит знать, что отдавать долг – неприятное занятие, чреватое экономически сложным положением, поэтому дебитор будет всячески стараться вызвать жалость, сочувствие, реагировать агрессивно или апатично. Но в этой ситуации жертва – кредитор, и эту позицию нужно всячески отстаивать.
Примерная схема первого разговора с должником
Дальнейшей личной встречи может не произойти. Часто должник, к которому предъявляются конкретные требования, впоследствии избегает общения, поэтому все основные мысли нужно донести при первом разговоре:
- Необходимо напомнить и четко разъяснить предъявляемые требования, исходящие из кредитного договора, расписки, условий поставки товара или услуги;
- Если взыскание долга без расписки, напомнить устное соглашение, привести свидетелей;
- Поставить четкие сроки возврата долга;
- Рассказать о мерах, которые будут применены, начиная с конкретной даты;
- Разъяснить последствия (оплата услуг адвокатов, судебное разбирательство, опись и отбор имущества);
- Рассказать о мерах по ухудшению репутации должника в глазах работодателя, родственников, знакомых, посторонних людей;
- Выразить четкое намерение не отступать до полного погашения долга;
- Завершить разговор обещанием регулярно звонить.
Советуем почитать:
Компания | Это интересно | Законы и кодексы | Мы работаем
|