Предоставлять и хранить информацию ООО и АО надо по-новому
Что произошло?
Президент России подписал Федеральный закон от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Документ вступил в силу 30 июля 2017 года.
В чём суть изменений?
Законом расширены права акционеров и участников ООО на доступ к информации обществ, а также уточнён перечень информации, которую обязаны хранить АО и ООО.
Для чего был принят закон?
Закон был разработан во исполнение поручения Президента РФ от 02.04.2011 № Пр-846 и направлен на совершенствование механизма реализации права акционеров на доступ к информации хозяйственного общества.
По мнению законодателей, деятельность АО и ООО для их акционеров и участников зачастую носит непрозрачный характер. Связано это с несовершенством корпоративного законодательства, невозможностью получить доступ к важным документам о деятельности общества и злоупотреблениями со стороны его исполнительных органов.
Теперь же Законом, с одной стороны, уточняется перечень документов, которые подлежат хранению АО и ООО, с другой стороны, уточняется перечень документов, подлежащих предоставлению для ознакомления акционерам и участникам.
Какую информацию теперь обязаны хранить АО?
Из п.1 ст.89 Закона об АО исчез конкретный перечень обязательных для хранения документов. Осталось лишь обобщенное требование хранить документы, предусмотренные данным законом, уставом, внутренними документами АО, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета), органов управления АО, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ.
При этом в ст.91 о документах, к которым АО обязано обеспечить доступ акционерам, напротив, вписан перечень конкретных документов.
Этот перечень несколько отличается от того, который присутствовал в прежней редакции ст. 89 Закона об АО. Например, теперь оговаривается обязательное наличие аудиторских заключений к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, к тому же список стал закрытым (не указаны «иные документы»).
А какую информацию хранят ООО?
В обновленной ст. 50 Закона об ООО перечень документов также перекочевал из списка документов, которые ООО обязано хранить, в список бумаг, которые ООО обязано предоставлять участникам.
Перечень подвергся корректировке, например, добавлены договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными или в совершении которых имеется заинтересованность.
Получается, теперь есть перечень документов, обязательных для предоставления участникам?
Да, в п.1 ст.91 Закона об АО и п.2 ст.50 Закона об ООО определён перечень документов, к которым общество обязано обеспечить доступ по требованию любого участника (акционера) общества. Причем в отношении АО предусмотрена дифференциация в зависимости от доли голосующих акций у акционера.
Какие документы смогут запросить «крупные» и «мелкие» акционеры?
Возможность доступа акционеров к отдельным категориям документов зависит от доли принадлежащих им голосующих акций общества (п. 2, 3 и 5 ст. 91 Закона об АО).
Так, в ПАО акционеры, владеющие не менее чем 1% голосующих акций, смогут получить информацию, касающуюся крупных сделок и сделок с заинтересованностью, отчёты оценщиков об оценке имущества, с которым совершались такие сделки, а также протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В непубличном АО акционеры, владеющие не менее чем 1% голосующих акций, помимо этого смогут также получить доступ к иным документам, которые общество обязано хранить, за исключением протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и документов бухгалтерского учёта. Последние будут доступны только акционерам, владеющим не менее чем 25% голосующих акций общества (иной порог может быть предусмотрен уставом общества).
Какие ещё нововведения установлены для акционеров АО?
В некоторых случаях акционерам, имеющим менее 25% голосующих акций при запросе информации или документов (например, в требовании о предоставлении информации о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, отчётов оценщиков об оценке имущества, с которым они совершались, протоколов заседаний совета директоров и других) придётся указать деловую цель, с которой запрашиваются эти сведения.
Приведены случаи, когда деловая цель не считается разумной.
В каких случаях деловая цель не признается разумной?
Согласно п.7 ст.91 Закона № 208-ФЗ деловая цель не может считаться разумной, в частности, если:
- есть сведения о недобросовестности акционера;
- интерес акционера в получении документов или информации не обоснован;
- акционер является конкурентом общества либо аффилированным лицом конкурента и запрашиваемый им документ содержит конфиденциальную информацию, относящуюся к конкурентной сфере, и её распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.
В каких случаях общество вправе отказать в доступе к документам и информации?
Такие условия установлены в п.8 ст.91 Закона об АО и в п.4 ст.50 Закона об ООО.
К ним относятся ситуации, когда, например, электронная версия запрашиваемого документа размещена на сайте общества в свободном доступе, документ запрашивается повторно в течение трёх лет при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено и т. д.
В какой срок организации обязаны предоставить информацию?
Срок исполнения АО обязанности по предоставлению документов для ознакомления по общему правилу не изменился и составляет 7 рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования (п.11 ст.91 Закона об АО в редакции Закона № 233-ФЗ).
В ООО такой срок теперь составляет 5 рабочих дней (п.3 ст.50 Закона об ООО в редакции Закона № 233-ФЗ), ранее он составлял 3 дня.
При этом для документов, содержащих конфиденциальную информацию, предусмотрены особые правила.
Предусмотрена ли ответственность для организаций за непредставление информации?
Да, при непредоставлении информации или нарушения порядка, сроков предоставления информации по требованию участника общество может быть привлечено к административной ответственности на основании ч.1 ст.15.19, ч. 2 и 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144).
В таких случаях на должностных лиц могут наложить штраф в пределах от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, а организацию – в размере от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.
«Что делать Консалт»
Советуем почитать:
Компания | Это интересно | Законы и кодексы | Мы работаем
|