Какие личные сведения банки хотят получить от вас из-за борьбы с обналичкой
Требования банками личных данных и борьба с «обналичкой»
Операции особого внимания
Банки обязаны помогать контролирующим организациям, в частности, налоговой инспекции, пресекать отмывание денег. В этой связи они часто требуют пакет документов от клиента более обширный, чем налоговики. Последние свежие данные Центробанка за 2016 год констатируют, что объем незаконных сделок уменьшился. Финансовые организации сами не заинтересованы в рискованных операциях с клиентами, это им невыгодно. Кроме того, государство обязывает их сотрудничать с инспекцией по налогам.
Главное предписание, делегирующее обязанности финансовым учреждениям — письмо БР от 31.12 2014 года № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов». Тут описано, как можно распознать истинную цель проводимой трансакции – в частности, легализацию денег неправомерного происхождения. В перечень входят такие явления:
- Между трансакциями прошло меньше 2-х суток.
- Зачисления или списания денег проводятся ежедневно.
- Деньги поступают на счет из многих источников, и тут же списываются.
- Налоги не платятся.
- Объем налогов не соответствует деятельности резидента.
- Трансакции регулярные в течение 3-х месяцев минимум.
Заметив вышеперечисленные признаки, на основании методического указания 18-МР от21.07 2017 года, где банку вменяется:
- Вытребовать подтверждающие трансакцию документы по налогам клиентом.
- Проинформировать о подозрениях Финансовую разведку и ЦБР.
Отказ предъявить нужные подтверждения является основанием для внимания контролирующих органов к деятельности данного субъекта. Финансовая разведка по своей инициативе обращается в органы при подозрении на неправомерную выгоду.
Между ФНС и ЦБ подписано Соглашение об информационном взаимодействии от 29.06. 2010 года. Оно регламентирует объем и содержание данных, передаваемых БР в ФНС, и обратно. Информация передается автоматически и по требованию, что ускоряет сроки обмена информацией о налоговых нарушениях. Аналогично проверяется, правильно ли и своевременно уплачены налоги, сделаны начисления.
Контроль личности
«Положение 499-П об идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев» от ЦБ, указывает, коммерческий банк обязан провести полную идентификацию совершающих сделку по купле лиц. Трансакции по упрощенной процедуре отменены. При возникших подозрениях у клиента можно запросить дополнительные сведения о виде деятельности и денежных средствах. Предосторожности предпринимаются для недопущения отмывания денег и финансирования терроризма.
Идентификация фирм-«прокладок»
Налоговики используют электронные средства для борьбы с финансовыми правовыми нарушениями. Например:
- Программный комплекс АСК НДС – инструмент для обнаружения фирм – «однодневок». Он сверяет сведения на счетах, сопоставляя их со сведениями в декларациях контрагентов.
- Автоматизированная информационная система «Налог» облегчает взаимодействие с налоговой инспекцией. Благодаря АИС анализируются платежи и вовремя обнаруживаются скрытые указания на финансовые нарушения.
Помощь банков
Председатель Межрегионального третейского суда Олег Сухов отмечает достаточно успешное обнаружение случаев отмывания денег налоговиками. Участия банков в этом деле трудно переоценить. Они располагают наиболее полной информацией о клиентах. Обмен данными с правоохранительными органами – обычная мировая практика.
Юрист BMS Law Firm Давид Капианидзе заявляет: фискальные органы не обязаны бороться с преступными схемами по обналичке. Их функция – следить за налоговыми поступлениями. Но по ходу служебной деятельности они обнаруживают случаи махинаций с налогами через «обналичку» в фирмах-«прокладках» и использования других преступных схем.
Эксперт замечает далее, что налогоплательщик не должен проверять своих контрагентов, и он не может быть в них уверенным. Именно на налоговиках лежат обязанности доказывать злой умысел налогоплательщика в плане уменьшения налогов.
Отзыв лицензии
«Налоговые нарушения первичны к отмыванию финансов» – объясняет руководитель Castle Family Office Роман Алексеев. Он приводит как пример несколько случаев, когда налогоплательщики злостно уклоняются от налоговых обязательств, применяя различные махинации с деньгами.
Роман Алексеев подчеркнул также, что работу трудно представить без банков. Они функционально обязаны противодействовать преступному обналичиванию денег. Несоблюдение правил обязательного систематического контроля в финансовом учреждении ведет к отзыву лицензии. Наблюдение за коммерческими банками в этой сфере – прямая обязанность БР.
Для предотвращения ошибок и обеспечения объективности необходимы слаженные действия организаций, указанных выше, иначе могут возникнуть проблемы. Чтобы их избежать, нужно, чтобы законодательство применялось разумно при необходимом и четком обмене между банками сведениями о рискованных клиентах. Рекомендуется, тем не менее, не отказывать им в обслуживании. Эффективна ли данная система в отношении, должно показать время.
Риски для предприятий
Аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман отмечает, что описанный выше контроль всеохватывающий, и часто приходится, по известному выражению, выплескивать вместе с водой ребенка. Он считает, что юридические лица, проводя различные трансакцию, рискуют из-за недобросовестности партнера, оказавшегося под подозрением в обналичивании. Самому предпринимателю определить риски бывает трудно, и он страдает, поскольку ему доначисляют потери, причиненные партнером.
В Налоговый кодекс от 08.2017 внесена статья 54.1, которой определяется, какая налоговая выгода считается обоснованной, а какая – необоснованной. Марк Гойхман, комментируя эту поправку, говорит: по реальной сделке с результатами добросовестный налогоплательщик не отвечает деньгами за «грехи» своего партнера. Насколько эта поправка будет эффективно работать – покажет только время.
Советуем почитать:
Компания | Это интересно | Законы и кодексы | Мы работаем
|