Кризис продолжает давать о себе знать
Жители столицы учатся экономить средства и отвыкают жить на «широкую ногу». В Москве закрываются рестораны. Сталкиваются с трудностями импорта торговые сети.
Московская потребительская корзина претерпевает серьезные изменения. Стилю потребления жителей столицы, который так долго раздражал российскую провинцию, кажется, наступает конец. Рестораторы начинают закрываться, а москвичи считать деньги. Согласно данным компании 2ГИС количество ресторанов в Москве на ноябрь прошлого года составляло – 2824, а на начало 2015 – 2778. Вполне возможно, что ряд закрытых учреждений снова заработают по новой концепции, исключающей импортные товары, которые находятся под запретом, а возможно, и не заработают вовсе. Согласно другим данным, публикуемым РБК, количество закрытых столичных ресторанов в декабре, составило уже 900.
Поразившись такой разнице в определении масштаба явления в одном и том же издании, возникает главный вопрос: каковы причины закрытия ресторанов? По мнению Игоря Бухарина, президента Федерации отельеров и рестораторов, таковыми являются падение рублевого курса, снижение у граждан покупательной способности, запрет ввоза продуктов из Европы, а также высокая арендная плата. Участники рынка HoReCa делают пессимистичные прогнозы: к весне ожидается продолжение сокращения количества ресторанов.
Однако не стоит спешить сочувствовать рестораторам. В некотором роде они и сами виноваты в происходящих событиях: большинство из них не только не собираются снижать стоимость своих услуг, а наоборот стремятся их повысить. И это является довольно странным в тот момент, когда покупатели стараются во многом экономить, и ресторанный трафик падает, считает Ярослав Плинк – руководитель маркетинговой фирмы ITM Group.
Однако проблемы испытывают не только рестораторы и организации сферы общественного питания. Владельцы торговых точек, да и российские импортеры в целом – находятся в довольно непростом положении. Так, по данным издания «Газета.ру», впервые за последние двадцать лет иностранные поставщики отказываются отгружать продукцию без внесения предварительной оплаты. Импортерам остается только предлагать живые деньги, что еще больше ухудшает их и без того шаткое финансовое положение. Как отмечает изданию заместитель председателя правления корпоративным бизнесом российского филиала иностранного банка, поставки вообще отсутствуют. В тоже время есть проблемы и с поставщиками из Китая. Большое количество российских фирм не оплачивают заказанную в Китае продукцию. На складах простаивают тысячи контейнеров, потому что продукция просто не выкупается. Главная тому причина – невозможность кредитования, у российских компаний просто нет средств на выкуп товара.
Участники отрасли пребывают в состоянии тревоги. Они считают, что к лету магазины опустеют, поскольку иностранные товары исчезнут с прилавков, а компании России не могут заменить их в полном объеме и на должном уровне.
Что касается импортеров, то они разные. Некоторые из них являются консерваторами, которые не желают изменять модель своего бизнеса, другие полагаются на «русский авось», третьи пробуют обойти санкции, заявляет Евгений Черепков – гендиректор консалтинговой компании «Беспалов и партнеры», являющийся экспертом потребительского рынка. Без сомнения, трудности у компаний есть, поскольку они были вынуждены практически на ходу менять всю систему по снабжению потребительского рынка, с учетом совершенно других приоритетов. Это нельзя сделать безболезненно и быстро, в особенности в условиях смены финансового и логистического контура.
При этом перестройка коснулась не только западного направления. Китай стремится занять часть ниши, прежде занимаемой европейскими странами. Подтверждением данного факта является создание в приграничных с РФ областях КНР логистических центров по поставке фруктово-овощной продукции. Параллельно происходит изменение системы финансирования сделок, доллар вытесняется из расчетов.
Как считает Евгений Черепков, какое-то время фирмы сегмента HoReCa будут испытывать трудности, и продлится это, скорее всего до лета текущего года. Сокращение традиционного ассортимента будет наблюдаться во многих магазинах, которые относятся к потребительскому рынку. Если говорить о компаниях, которые придерживаются консервативной модели финансового развития, то им удалось адаптироваться в новых условиях и даже найти возможности выживания и развития. Таким образом, кризис – это возможность, отмечает эксперт. К примеру, рядом компаний производство переводится в РФ даже из Китая. Идет процесс оздоровления экономической структуры – процедура конечно не безболезненная, но уже сейчас, видя конкретные примеры успешного создания новых моделей бизнеса, можно говорить о том, что ситуация стабилизируется уже к лету. Ряд игроков, конечно же, покинут рынок, но уже в будущем году, возможно, надеяться на оживление.
По мнению Ярослава Плинк, еще рано говорить о полном обвале. Повышение бизнес – эффективности, ориентация на текущие клиентские потребности, выбор правильного формата учреждений – эти и множество других рецептов дают возможность развития и получения дохода даже в подобных условиях. Так, можно отметить и довольно успешные новые проекты в сфере ресторанного бизнеса с правильным сочетанием маркетинга и новейших технологий – наличие обратной связи в мобильных приложениях, а также социальных сетях способствует приближению целевой аудитории и помогает в точной адаптации меню, винных карт, интерьера заведения.
Советуем почитать:
Компания | Это интересно | Законы и кодексы | Мы работаем
|