Пошаговый план открытия магазина
Кто из нас ни мечтал о своем деле, и при этом многие предприниматели планируют именно открыть магазин: может быть это будет магазин интеллектуальной литературы или же домашнего уютного текстиля, а может быть магазин «забытых вещей». Кто-то хочет иметь магазин как хобби, а кто-то как дополнительный заработок, если говорить об Интернет-торговле. В любом случае, необходимо продумать план и реализовать его в реальности.
Шаг 1: выбрать нужные товары
Есть несколько групп товаров, первая самая распространенная – это товары повседневного спроса.
Из названия «товары повседневного спроса» видно, что это те товары, которые нужны всегда, то есть каждый день, с другой стороны, это ширпотреб, то есть товары широкого потребления. С экономической точки зрения это товары, которые не имеют уникальности, товары массового потребления, которые не отличаются по оформлению, потребительским свойствам и не имеющие уникальности. С другой стороны, продавать их очень выгодно, поскольку такие товары покупают ежедневно. Какие же товары пользуются повседневным спросом?
Ну, прежде всего, это продовольственные товары.
- хлеб;
- мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных);
- молоко и молокопродукты (за исключением мороженого);
- яйца и яйцепродукты;
- масло растительное;
- маргарин;
- сахар;
- соль.
Продажа товаров повседневного спроса имеет свои плюсы и минусы.
Итак, начнем с плюсов:
Поскольку потребитель нуждается каждый день в таких товарах, то приобретает их он довольно-таки часто.
Такие товары часто имеют доступные цены, поэтому быстро раскупаются, а это значит, что у компании, осуществляющей продажу таких товаров, могут быть большие обороты.
Такие товары имеют стандарты размещения, выкладки в торговых точках, поэтому сложностей с их продажей обычно не возникает.
Но, конечно, продажа таких товаров имеет и свои минусы.
На таких товарах нельзя много заработать, торговая наценка таких товаров обычно не значительна.
Маленьким магазинчикам шаговой доступности все тяжелее бороться с большими супермаркетами, которые все сильнее наступают на малый бизнес.
При планировании открытия магазина, продумайте, где будут храниться товары, каким образом будет осуществляться приемка качества товаров. Важный вопрос – утилизация товаров, которые испортились. В некоторых случаях утилизацией занимаются поставщики, а в других – сам магазин.
Следующая группа – это товары неповседневного спроса.
Что такое товары неповседневного спроса? Это те товары, которые вы покупаете не каждый день. Например, купить торт вы зайдете в магазин не каждый день, а только если у вас намечается какое-то важное событие. Побаловать себя деликатесом вы тоже можете не каждый день, поэтому деликатесы и называются деликатесами. Но сегодня есть успешные примеры такой узкой специализации на таких товарах: например, «От Палыча», «Рублевский» и иные. Часто продовольственные товары неповседневного спроса продают сами производители.
Продажа товаров неповседневного спроса имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- Открывая магазин неповседневного спроса, можно реализовать самые смелые проекты.
- Продажа товаров неповседневного спроса позволяет увеличить рентабельность, поскольку данные товары предусматривают большую наценку, чем товары повседневного спроса.
- Магазин неповседневного спроса позволяет ввести дополнительные услуги, сервисное обслуживание.
Минусы:
- Открывая магазин неповседневного спроса, получаете больше рисков не достигнуть желаемой прибыли. Необходимо более внимательно изучить нишу, проанализировать возможные финансовые риски.
- Спрос на такие товары является скачкообразным и может зависеть от многих факторов, в том числе экономических, политических.
Открывая магазин неповседневного спроса, необходимо остановиться на той отрасли, которую хорошо знает учредитель. Важно собрать единомышленников. Ведь если продавцы ничего не понимают в продаваемом товаре, то покупатели просто уйдут к другим продавцам.
Магазин неповседневного спроса предполагает больше затрат на маркетинг, ведь товар необходимо разрекламировать, так потребитель должен знать, где в вашем городе продаются гитары или автомобили.
Шаг 2: оформите необходимые сертификаты и лицензии
Некоторые товары и услуги, в частности, алкогольная продукция подлежат лицензированию. За работу без лицензии грозят штрафы согласно статье 14.1 КоАП РФ.
Например, для оформления лицензии на алкоголь нужно представить в уполномоченный орган (Росалкогольрегулирование) комплект документов:
1) Заявление о выдаче лицензии и приложения к лицензии;
2) Копии учредительных документов (устав, а также учредительный договор, если его наличие предусмотрено федеральным законодательством);
3) Копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
4) Копию свидетельства о постановке юридического лица на учёт в налоговом органе (ИНН);
5) Справку налогового органа об отсутствии у соискателя лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах (выданную не более чем за 90 дней до подачи заявления);
6) Копию санитарно-эпидемиологического заключения специально уполномоченного государственного органа о соответствии заявленного вида деятельности (работ, услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
7) Копию заключения специально уполномоченного государственного органа о соблюдении на объекте лицензирования требований пожарной безопасности;
8) Копию действующего договора на охранные услуги — для соискателей лицензии, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции;
9) Копию карточки регистрации контрольно-кассовой техники;
10) Копию зарегистрированного в установленном порядке документа, подтверждающего право собственности или временного владения и пользования зданием
На практике даже крупным магазинам сложно получить лицензию на торговлю алкоголем. Серьезно отнеситесь к сбору документов.
Подготовьте подтверждение уплаты налогов и сборов. Налоговая задолженность является основанием для отказа в лицензии.
Отказ можно обжаловать в лицензионном органе или в суде.
Шаг 3: определитесь с видом торговли
Часто компании и индивидуальные предприниматели открывают магазины розничной торговли. Но продают и мелким оптом.
Ограничение по размеру расчетов наличными деньгами в рамках одного договора существует только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Физическое лицо может проводить расчеты с юридическими лицами наличными деньгами в неограниченном размере.
Если вы будете осуществлять расчеты наличными денежными средствами, то вам понадобится кассовый аппарат. Тут встает проблема онлайн-касс.
Оптовая торговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования.
Мелкооптовая торговля — разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте.
Есть и другие виды торговли, например, продажа по образцам. Демонстрация образцов товаров в месте продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли существенные условия договора, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что товары не предназначены для продажи. То есть выставив образец, вы его уже предложили покупателю.
Еще один вид торговли – дистанционная. При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.
Шаг 4: выберите место для открытия магазина
Если вы решили открыть бутик с одеждой или профессиональный магазин, то лучше выбирать более проходные места. Мало кому захочется ехать на окраину города, чтобы где-то в подвале дома посмотреть брендовую одежду из Франции.
В случае с непродовольственными товарами лучше выбирать места на людных перекрестках, рядом со станциями метро, остановками. Маленький магазинчик рядом с остановкой с яркой вывеской может привлечь случайных прохожих.
Если же вы решаете открыть крупный магазин, то лучше выбирать помещения на окраине города. Во-первых, такие магазины располагают большими площадями. Во-вторых, там просторные склады, где можно разместить большое количество товаров. В-третьих, покупатели едут в такие магазины целенаправленно, чтобы приобрести определенный товар, например, строительные товары.
При выборе помещения важно соблюдать следующие рекомендации:
- Рассчитайте количество денежных средств для открытия магазина, ведь затраты во многом, зависят от месторасположения.
- Не ищите очень дешевые варианты, так как они могут иметь «подводные камни».
- Найдя походящий вариант, необходимо дополнительно уточнить такие вопросы, как наличие парковки и транспортной доступности, наличие витрин, необходимость проведения ремонта.
- При выборе помещения можно провести независимое маркетинговое исследование, посмотреть, сколько покупателей в соседних магазинах. Если поблизости нет магазина, то можно понаблюдать за посетителями парикмахерских, кафе и ресторанов. Если вы открываете магазин «шаговой доступности», то необходимо обратить внимание, что магазин будет посещать 60-70% жильцов из ближней зоны, из средней – около 20%, а из дальней – всего 15%. В отношении же супермаркетов ситуация меняется с точностью до наоборот.
Шаг 5: правильно спланируйте расположение в магазине
Планировка магазина очень важна. Ее лучше начать с витрины. Она должна отражать общую концепцию магазина. Если вы продаете шило, то на витрине не должно быть представлено мыло, как бы креативно оно не смотрелось.
Идеальным решением для магазина является помещение квадратной или прямоугольной формы. Главное, чтобы прямоугольник не был слишком вытянутым: оптимальным считается соотношение сторон 2:3 или 1:2 при высоте потолка 3,3 м.
Если вы планируете открывать большой магазин или торговый комплекс, поручите выполнение плана профессионалам.
Если вы открываете маленький собственный магазинчик, то планировка торгового зала предполагает следующую последовательность шагов:
- разделение общей площади магазина по функциональности (на торговый зал и подсобные помещения),
- выделение основных зон торгового зала (входная зона, кассовая зона, площадь занятая оборудование, магистрали покупательских потоков)
- выбор схемы расстановки торгового оборудования
- распределение товарных категорий.
Шаг 6: заключите договоры с поставщиками
Сегодня можно увидеть торговое оборудование от необыкновенно простейших витрин до удивительно оригинальных павильонов различных цветов и конфигураций. Поэтому прежде чем заключать договор поставки оборудования, нужно понять, какое вам оборудование необходимо. Например, для магазина продуктов необходимы будут витрины холодильные, а для магазина одежды понадобятся стеллажи.
Если говорить о магазине самообслуживания, то для такого магазина потребуется большая площадь помещения. Стеллажи должны иметь достаточно свободные проходы. Также необходимо приобрести специальные ячейки для хранения сумок. Во избежание краж магазины оборудуют камерами видеонаблюдения, системами безопасности, турникетами.
При закупке товаров на практике существует 3 модели поведения в зависимости от того, насколько большой магазин вы открываете.
Небольшой бутик или маленькая продовольственная палатка
При открытии небольшого бутика, который закупает товары за рубежом, получить отсрочку платежа достаточно сложно, поэтому товары приобретаются за наличный расчет. В таких магазинах, как правило, цены выше, чем в супермаркетах, однако такие магазины могут поставлять эксклюзивный товар на рынок.
Средние магазины
Средние магазины включают в договор поставки условия об отсрочки платежа. Те товары, которые не раскупаются, забирает обратно производитель, производитель заинтересован продать свои товары, а магазин заплатить позже, когда покупатель уже купит товар. Магазин получает прибыль за счет торговой наценки.
Крупные торговые сети
Крупные торговые сети часто сами «диктуют» условия поставки. Часто производители доплачивают, например, 10% вознаграждение торговым сетям за вхождение в торговую сеть. То есть поставка осуществляется на максимально удобных для торговой сети условиях.
Шаг 7: подберите персонал
В магазине главное – это персонал, люди, которые создают его имидж. Предприниматель должен рассчитать, сколько сотрудников требуется, какой они должны быть квалификации. Нужно рассчитать потребность в персонале таким образом, чтобы и сотрудники не скучали без дела и не возникала ситуация, когда специалиста нигде не найти, что часто бывает в больших торговых центрах.
Прежде чем размещать вакансию, необходимо сформулировать требования к кандидатам. Причем требования должны быть к профессиональным качествам работников, они не должны дискриминировать сотрудника.
В объявлениях о приеме на работу можно встретить различные ограничения. Чаще всего встречаются следующие:
– приглашение лиц только определенного пола;
– приглашение лиц только определенного возраста;
– отказ в приеме на работу в связи с инвалидностью.
Если соискатель прислал резюме или лично пришел устраиваться, то необходимо изучить опыт его работы, была ли у него аналогичная практика, осуществлял ли он подобные продажи, на какой отрасли он специализируется.
Предпочтение лучше отдавать кандидатам, которые уже работали в торговой сфере, имеют положительные характеристики с предыдущих мест работы и знают особенности работы именно в данном направлении, то есть занимались, например, продажами техники, книг или же автомобилей.
Личная беседа является необходимым этапом подбора персонала. Если продавец или иной специалист легко находит общий язык с руководством, легко ориентируется в продаваемых товарах, может объяснить их назначение, целевую аудиторию, рассказать о товарах больше, чем знает сам руководитель магазина, то такой продавец легко найдет общий язык с покупателями.
Автор Корнилов Денис , генеральный директор ООО «Корн-Аудит».
Советуем почитать:
Компания | Это интересно | Законы и кодексы | Мы работаем
|